Католические и православные каноны касательно погребальной церемонии отличаются, и придерживаться нужно тех, которые принадлежат вере умершего: если покойный был православным, то и хоронить его нужно по обрядам православия. В статье мы разберемся, какие есть правила погребения православных и каких ритуалов нужно придерживаться организаторам похорон.
Земное существование в христианстве – это промежуточный период, путь к воскрешению, к вечной жизни души и нетленного после кончины тела. Смерть, или успение, подобна сну (не зря покойников называют усопшими): тело замирает, а дух стремится к Господу навстречу. Покойный – тот, кто пребывает в покое от тревог и соблазнов жизни на земле. Для того, чтобы духовная и телесная части воскресли, человеку необходимо организовать достойное погребение по всем правилам.
Канонические этапы похорон в православии не подлежат игнорированию или нарушению и сопровождаются специальной религиозной атрибутикой.
Омывать покойного положено или близким родственникам, или специально обученным людям (например, в деревнях это старые, умудренные и не раз хоронившие близких женщины). Обряд обозначает очищение до того, как человек предстанет перед Богом.
Умершего нужно одеть в аккуратную одежду, надеть на шею крест, накрыть светлым полотном, окропить освященной водой, положить в гроб (и поставить его изголовьем к иконам).
Веки покойника необходимо прикрыть, губы сомкнуть, ладони положить крест-накрест.
В пальцы нужно вложить крестик и иконку. Прикрыть ноги умершего саваном.
Этап похоронного бдения происходит до вынесения покойника. Перед выносом из храма и после отпевания священником читается лития за упокой.
Когда гроб привозят на кладбище, прежде чем его опустят в вырытую яму, духовное лицо прочитает литию, осыплет саван песком, потом на гроб наложат крышку. Если священник по каким-то причинам не может присутствовать, то метафорическое предание земле происходит в храме, а тем, кто сопровождает гроб, дают с собой песок – им нужно осыпать тело перед закрытием гроба.
Опущенный в углубление гроб окропляют елеем, присыпают пеплом и пшеничными зернами, потом землей. Каждый из присутствующих кидает горсточку грунта вниз, на крышку. Предание покойного земле обозначает людскую надежду на воскресенье – тело будто вырастает сквозь почву, подобно зерну жизни.
В изголовье могилы устанавливается крест с именной табличкой. Это символ мученичества Христа, победы над смертью и призыва Иисуса мирянам следовать его учениям. Погребение происходит на третьи сутки после смерти. Установка памятника возможна только через год после смерти.
Поминки – это обряд воспоминаний об умершем и о том добре, которое он совершал при жизни, время молитв о спокойствии его души. Поминки проводятся три раза: на третий день после смерти, на девятый день и на сороковой. Девятины и сороковины проходят в кругу самых близких членов семьи, тогда как на поминки приходят все желающие, кто когда-либо знал умершего и хотел почтить память.
Поминки организовывают на третий день после смерти как символ воскрешения Христа спустя три дня после его распятия. Считается, что душа до этого находится в земле и прибывает в диалоге с собой, семьей и любимыми.
Перед началом поминальной церемонии родной человек усопшего становится у икон и читает с зажженной лампадкой 17 кафизму Псалтыря, потом присутствующие произносят Отче наш. До того, как начать есть, люди крестятся.
В отличие от католических поминок, в православной традиции есть определенный набор блюд, имеющих сакральное значение.
Кутья – рисовая или пшеничная каша с изюмом и медом. Зернышки символизируют прорастание тела усопшего сквозь землю, воскресение. Кутья должна быть освящена в процессе панихиды в соборе. Помимо кутьи едят блины, пьют кисель и воду с медом. Трапеза зависит от того, попадает ли на время поста или нет. На столе могут быть нарезка, закуски, салаты, горячее, любимые лакомства умершего.
На девятины считается, что душа умершего уже предстала перед Богом, и молитвы пришедших на 9 день должны помочь ей пройти испытание с достоинством. Девятины сопровождаются панихидой. Со следующего дня душа отправляется в преисподнюю, чтобы осознать свои прегрешения.
На сороковой день решается, куда отправится покойный, в зависимости от его земных деяний. Усопшего поминают, чтобы замолить его грехи и помочь его душе отправиться в рай, обретя блаженство.
Православная религия негативно относится к обращению тела в пепел, ведь усопшему нужно предстать перед Господом нетленным, и опущение тела в землю подразумевает надежду на его воскресение. Закапывание обозначает будущее произрастание зерна сквозь толщу грунта и символизирует вечную жизнь.
Кремирование допустимо лишь в особых случаях, когда другие варианты невозможны. Для этого важно получить разрешение в церкви, аргументировав такой выбор. Урну с пеплом приносить в церковь на благословения не нужно, а отпеть человека могут лишь заочно, до процедуры.
Заказать звонок
Закажите звонок и мы свяжемся с вами в ближайшее время